Новые требования к раскрытию учетной политики в МСФО

В феврале 2021 года Совет по МСФО выпустил поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», в которых он предоставляет руководство и примеры для помощи компаниям в формировании суждений о существенности при раскрытии информации об учетной политике. Поправки помогут компаниям улучшить раскрытие информации об учетной политике с целью, чтобы они смогли предоставляли более полезную информацию инвесторам и другим основным пользователям финансовой отчетности

В поддержку поправок к МСФО (IAS) 1 Совет также выпустил поправки к Практическим рекомендациям (IFRS PS) 2 «Формирование суждений о существенности» c объяснениями и демонстрацией применения «четырехэтапного процесса определения существенности» к раскрытию информации об учетной политике.

Основная цель правок, вносимых Советом, – повышение качества финансовой отчетности, поскольку ожидается, что данные правки помогут составителям выявлять и раскрывать существенную информацию об учетной политике и исключать несущественную, которая может завуалировать важные данные.

Замена термина «значимые положения» (significant) термином «существенные положения» (material).

Поправки к МСФО (IAS) 1 требуют от компаний раскрытия “существенной информации об их учетной политике, а не о “значимых” принципах учетной политики.

Концептуальные основы представления финансовых отчетов» (Концептуальные основы) содержат следующее определение существенной информации (аналогичное определение приведено в пункте 7 МСФО (IAS) 1: информация является существенной, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения основных пользователей финансовых отчетов общего назначения, принимаемые на основе данных отчетов, предоставляющих финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации.

Совет обнаружил, что, поскольку «значимый» не определен в МСФО, организациям может быть сложно оценить, является ли учетная политика «значимой». Совет также отметил, что организации могут испытывать трудности с пониманием разницы между «значимой» и «существенной» учетной политикой, если таковая имеется. Совет рассмотрел вопрос о разработке определения «значимый», но пришел к выводу, что такой подход может иметь непредвиденные последствия для использования термина «существенный» в МСФО.

В виду того, то термин «существенный» определен в Стандартах МСФО и хорошо понятен пользователям отчетности, Совет решил требовать от организаций раскрывать их существенную учетную политику вместо значимых положений учетной политики.

Применение определения раскрытия существенной информации в учетной политике

Информация в учетной политике, относящаяся к несущественным операциям, другим несущественным событиям или условиям не требует раскрытия. Тем не менее, информация об учетной политике может быть существенной из-за характера связанных операций, других событий или условий, даже если суммы несущественны. От организации требуется раскрывать информацию об учетной политике, относящуюся к существенным операциям и прочим событиям, если эта информация является существенной для финансовой отчетности.

При оценке того, является ли информация в учетной политике существенной для финансовой отчетности, организация рассматривает, потребуется ли она пользователям финансовой отчетности для понимания прочей существенной информации, содержащейся в финансовой отчетности. Организация производит эту оценку так же, как и другую информацию: рассматривая количественные и количественные факторы.

Качественными факторами являются характеристики операций, прочих событий или условий организации или среды, которые, при их наличии, повышают вероятность того, что информация повлияет на решения основных пользователей финансовой отчетности организации. Само по себе наличие качественного фактора не обязательно приведет к выводу о существенности информации, но, вполне вероятно, повысит интерес основных пользователей к этой информации.

В PS 2 добавлена схема, иллюстрирующая, как организации должны включать различные факторы при определении существенности информации об учетной политике.

В новый пункт 117B МСФО (IAS) 1 включены примеры обстоятельств, при которых организация, вероятно, сочтет информацию в учетной политики существенной для своей финансовой отчетности. Список не является исчерпывающим, но дает представление о том, когда организация обычно считает информацию в учетной политики существенной:

— организация изменила учетную политику и это привело к существенному изменению информации в финансовой отчетности.

— организация выбирает положения учетной политики из нескольких вариантов, разрешенных МСФО.

— организация разрабатывает учетную политику в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», в отсутствие специально предназначенных данным вопросам стандартов МСФО.

— применение учетной политики требует значительных суждений или допущений.

— трудно определить существенность операций, прочих событий или условий, поскольку они требуют комплексного бухгалтерского подхода, например, при применении более чем одного стандарта МСФО.

Раскрытие стандартизированной информации

В новом пункте 117С МСФО (IAS) 1 описывается тип существенной информации об учетной политике, которую пользователи финансовой отчетности считают наиболее полезной. Пользователи обычно находят информацию о характеристиках операций, других событиях или условиях организации, информацию, относящуюся к конкретным объектам, более полезной, чем раскрытие, которое включает только стандартизованную информацию, или информацию, которая дублирует или обобщает требования стандартов МСФО. Информация об учетной политике, относящаяся к конкретному предприятию, особенно полезна, когда эта информация относится к области, в отношении которой предприятие использовало суждение, например, когда предприятие применяет стандарты МСФО иначе, чем аналогичные предприятия в той же отрасли.

Хотя информация об учетной политике, характерная для конкретной организации, как правило, более полезна, существенная информация об учетной политике может иногда включать информацию, которая является стандартизированной, или которая дублирует или обобщает требования стандартов МСФО. Такая информация может быть существенной, если, например:

— информация необходима пользователям, чтобы понять другую существенную информацию, представленную в финансовой отчетности.

— организация отчитывается в юрисдикции, в которой необходимо отчитываться также по местным национальным стандартам бухгалтерского учета (это актуально для Республики Беларусь, где НСБУ и МСФО существуют параллельно).

— в соответствии с МСФО требуется комплексный бухгалтерский учет, и стандартизированная информация необходима для понимания учета, например, если для определенной операции применяется более одного МСФО.

Дополняет требования к раскрытиям пункт 117D МСФО (IAS) 1, в соответствии с которым, если несущественная информация раскрывается в отчетности, то она не должна скрывать или делать менее заметной существенную информацию.

Переходные положения и дата вступления в силу.

Поправки к МСФО (IAS) 1 будут применяться к отчетным периодам, начинающимся 1 января 2023 года или после этой даты. Досрочное применение допускается. Если организация досрочно применяет данные поправки, данный факт подлежит раскрытию.

Подробнее о применении МСФО вы можете узнать у управляющего партнера UHY БизнесКоллегия Костяна Дениса dkastsian@uhy-bc.by

Как мы можем Вам помочь?

Свяжитесь с нами или отправьте запрос онлайн.